Исполняется 20 лет со дня выхода альбома Deftones “White Pony”. 20 июня 2000 года мир музыки определённо стал немного интереснее. А ещё в этот день свой день рождения празднует фронтмен Чино Морено (в 2020 году ему исполняется 47 лет). По этим прекрасным случаям собрали 20 фактов, которые лучше всего помогут понять или вспомнить этот эпохальный релиз.
Это самый успешный альбом группы
Не секрет, что “лучший альбом” – это не всегда равно “самый успешный”, и наоборот. Тем не менее, и коммерческие показатели, и мнения рецензентов и поклонников показывают то, что здесь группа сделала комбо из этих показателей.
“Change (In The House Of Flies)” до сих пор самая популярная песня
Здесь, также как и в предыдущем пункте – самая узнаваемая песня группа не всегда находится на самом успешном альбоме. Но, по словам вокалиста группы Чино Морено, именно “Change” принесла им наибольшую узнаваемость и существенные доходы, которые включают в себя, как деньги со стриминг-сервисов, так и роялти за использование трека в различных саундтреках: например, в фильмах “Королева проклятых” и “Никки, дьявол-младший”, в сериалах “Последователи” и “Шпионка”, да даже в мультсериале “Американский папаша”.
Случайный коллаб с Мейнардом Джеймсом Кинаном и секретные гости
Чино всегда говорил, что отсутствие большого количества коллабов на релизах группы обусловлено тем, что он любит, когда этот процесс максимально органичен. Именно так вышло с вокалистом Tool Мейнардом, который на той же студии параллельно с “дефами” записывал вокал для альбома своей сайд-группы A Perfect Circle. По словам Морено, они буквально на ходу написали и записали текст, который писался методом передачи друг друга листка (то есть ровно так, как они потом спели в песне). Также Чино не хотел отмечать фиты на заднике альбома, чтобы слушатели были удивлены и попытались разгадать, кто же это поёт.
На Кинане лейбл всё-таки настоял, а вот Скотт Вейланд из Stone Temple Pilots в “RX Queen” и Родлин Гетсик в роскошной “Knife Prty” остались скрытым украшением альбома, упоминания которых были помещены в буклеты.
Песня “Teenager” могла не войти в альбом…
Акустический трек с трип-хоповым битом заметно выделяется на фоне другого материала и этому есть простое объяснение: Чино написал его для только что созданного тогда сайд-проекта Team Sleep, но потом коллективно было решено, что песня войдёт в релиз Deftones.
…а “Back To School” и вовсе не должна была появиться…
На ней настоял один из менеджеров лейбла “Maverick” по имени Гай, сказав Чино, что в “Pink Maggit” очень хитовый припев и им надо ускорить песню и переделать её в популярный в то время рэп-рок. Парни делать этого не хотели, но пошли на уступки, чтобы от них отстали, переписав трек за считанные дни. В итоге: многие долгое время ассоциировали группу именно с этим треком, клип на который стал хитом на MTV.
…ещё есть “Elite”, получившая “Грэмми”…
Казалось бы, в этом нет ничего интересного, но этот трек является, наверное, самой тяжёлой песней, когда-либо получившей статуэтку, да и одной из самых агрессивных песен группы. В номинации “Best Metal Perfomance” она выглядит органично, но звучит очень сыро и экспериментально. Было круто понимать, что даже с подобным лоу-файным подходом можно попасть на довольно гламурную премию.
…а также скрытый трек и кавера
Здесь есть отличный скрытый трек “The Boy’s Republic”, вошедший бонусом в некоторые издания, но ещё имеется “Crenshaw”, который вышел вместе с синглом “Change (In The House Of Flies)”. Также именно начиная с этого лонгплея у Deftones стало оставаться побольше времени в студии и они начали записывать кавера на любимые песни и дополнять потом ими вторые стороны виниловых синглов (“No Ordinary Love” певицы Шаде как раз из этого периода).
Вдохновение бралось буквально отовсюду
На “White Pony” присутствует огромная палитра жанров. Здесь точно почти каждый находит что-то своё, что и сыграло группе на руку. Парни искусно сплели воедино альтернативу, метал, нью-вейв, шугейз, трип-хоп, дрим-поп, индастриал, пост-хардкор, эмбиент, прог-рок и рэпкор. Но если многие группы при этом звучат как плохо сложенный паззл, то Deftones сделали всё максимально аккуратно в рамках своего уже установившегося саунда.
Секретный проект с DJ Shadow…
Когда материала для альбома ещё не было группа уже наполнялась идеями. Одной из таких была сделать альбом ремиксов на новые песни, назвать его “Black Stallion” (“Чёрный жеребец”) и выпустить в качестве второго CD.
Чино и диджей Фрэнк Делгадо хотели, чтобы эти ремиксы сделал DJ Shadow и им подвернулся случай, узнать его мнение о подобном сотрудничестве. Ещё до начала записи Фрэнк играл диджей-сет в небольшом клубе на разогреве у маэстро тёрнтейблизма и они с Чино подошли к нему с этим вопросом. Тень, правда, не был воодушевлён и спросил “Deftones? Вы же что-то типа ска играете?”. Вот так вот забавно эта идея и ушла бы в небытие, но в этом году выяснилось, что данный проект перешёл в новый статус и об этом следующий пункт. А пока зацените, как группа реконструировала свою версию обложки дебютника диджея “Entroducing…”:
“Black Stallion” может уже совсем скоро состояться
В одном из недавних рассказов об истории создания альбома, Чино и компания обмолвились, что “Чёрный жеребец” находиться в работе и там будут ремиксы от различных артистов, некоторые из которых повлияли на звучание “White Pony”. DJ Shadow – один из них.
Двойные толкования названия альбома
Кто-то нашёл в “Белом пони” некий сексуальный подтекст и Чино это подтверждал, добавляя, что ему нравится, когда каждый находит в нём что-то своё. Но правда состояла в том, что релиз был назван сленговым названием кокаина, которым тогда злоупотребляли несколько участников группы. Собственно, весь смысл альбома хорошо раскрывает песня “Korea”, в которой Морено поёт о наркотиках (упоминая как раз “пони”) и стритизёршах:
…и очень странная лирика песен на нём
С лирикой схожая ситуация. Все песни полны метафор, но о чём-то конкретном они не сообщают и история не складывается в понятную картинку. Чино признавался, что основными вдохновителями по части стихов были Роберт Смит из The Cure и Моррисси из The Smiths. Все тексты фронтмен пишет на готовую музыку и старается, чтобы она попала в настроение. Кстати, странности в текстах были одной из причин долгих поисков продюсера, о чём будет следующий пункт. Хотя многие песни при этом рассказывают вполне реальные истории. Как, например, “Street Carp”, посвящённая преследовавшей Чино фанатке:
Поиски продюсера и возможные кандитаты
Ранними кандидатами на продюсирование записи были Джерри Харрисон из Talking Heads и Рик Рубин. Про первого ничего особо не сказано, а вот Рубин был изначально не против поработать с Deftones. Во время совместного обеда с участниками коллектива он спросил у Чино, о чём его песни, на что тот честно ответил: “Не знаю”. Позже вокалист сказал, что они сами откинули кандидатуру Рика потому, что он больше работает с группами, чьи песни создаются по более стандартным подходам, а им это не подходило так, как главной их идеей была…
Дистанция от ню-метала…
Да, Чино постоянно ворчит, что ему не нравится даже сам термин. Да, группа отказывалась от множества выгодных с коммерческой точки зрения туров только, чтобы не соприкасаться с жанром (при этом, они всегда говорили, что по-братски любят всех участников этих групп). Как ни парадоксально, именно “White Pony” входит в любой список “лучших” и “влиятельных” альбомов ню-метала. Как бы то ни было, это был сознательный шаг в сторону от всего движения. В 2010 году в интервью Чино рассказывал о том, как ему не нравилось быть в этой категории:
Изменение мнений метал-музыкантов о группе
Почти все элитарные метал-музыканты на дух не переносили всё ню-метал-сообщество, но уже после “Around The Fur” начали немного менять своё мнение о группе. Например, Брэнн Дэйлор из Mastodon признавался, что именно предубеждения, созданные прессой, не позволяли ему послушать группу. Так вот, после “Пони” все поняли, что Deftones – это не “ещё одна ню-метал-группа, косящая под Korn”, а самостоятельная единица, которая разрушает рамки жанра изнутри. Чино даже иногда заглядывает к метал-группам на фиты и отметился на треке Lamb Of God “Embers”, а также на одной из песен дэткорщиков Whitechapel:
Забавная история про “Tony Hawk’s Pro Skater”
После успеха “Around The Fur” лейбл дал группе хороший аванс и целый год на запись. Прерывалась группа нечасто на небольшие туры и поездки домой, а всё остальное время проводила в доме-студии. Правда, по словам Стефа Карпентера, они не то чтобы спешили записывать новые песни. Гитарист утверждает, что огромное количество времени они убивали в чиллзоне дома, без остановки играя в новую часть видеоигры Тони Хоука (большинство участников “дефов” – заядлые и очень хорошие скейтеры). Дошло до того, что продюсеру Терри Дейту, которого это очень сильно раздражало, приходилось отрывать их от дивана со словами: “Ребята, это всё-таки студия, тут платят за время”. Группа нехотя соглашалась и всё равно умудрялась дурачиться. Вот, например, кавер на песню Weezer “El Scorcho”:
Первый официальный альбом с Делгадо
Диджей Фрэнк Делгадо участвовал в записях и турах Deftones практически с самого начала. Он водил вэн и продавал мерч, а на “Arounf The Fur” были уже целых 5 треков, где он играл, но официально он стал частью состава примерно в конце 1998 года. Вообще Фрэнк нетипичный диджей в метал-группе, как минимум, потому что он по минимуму скретчит и больше занят сэмплерами, педалями с эффектами и клавишными. Именно он стал недостающим звеном в атмосферном звуке группы. Посмотрите вот здесь, как вдохновлённо он крутит ручки и жмёт на клавиши:
…и первый, где Чино начал играть на гитаре
Сейчас все уже привыкли к Морено с гитарой, но играть начал именно здесь. По словам вокалиста, он был довольно плох, но поскольку Стеф переехал из Сакраменто в Лос-Анджелесе, ему пришлось быстро учиться. Кстати, Карпентер был очень этим недоволен, но потом признал, что своеобразное неумелое звукоизвлечение Чино и его нестандартный подход самоучки сделали немало для общего дела.
Именно после него Deftones отказались от “звёздности”
После выхода синглов и альбома на группу свалилась та самая слава, которая иногда просто уничтожает музыкантов и группы: приглашения на различные шоу, бесконечные тусовки в местах, вроде особняка Playboy, постоянно гоняющиеся за тобой корреспонденты MTV. По словам Чино, в один прекрасный день он понял, что они совсем не об этом и жить подобным образом им не нравится, музыка популярная – чужда, а по приезду домой они предпочитают проводить время с семьёй, кататься на скейте, покуривать и писать музыку. Он не стесняясь говорил это в каждом интервью и личных беседах, а потому пресса быстро отстала от таких “скучных персон”. Мужики до сих пор придерживаются этой философии, а о их частной жизни можно узнать в большинстве из инстаграм-аккаунтов их жён и друзей.
Огромное влияние, которое оказала запись
Сотни тысяч музыкантов пели дифирамбы альбому в течении всех двух десятилетий. Среди них есть, как начинающие коллективы, пытающиеся копировать звук группы, так и известные музыканты. Среди таких были, например, участники Linkin Park, Limp Bizkit, Architects, Gojira, Korn, Mastodon, Atreyu и Deafheaven. Даже некоторые рэперы и поп-музыканты говорили о безграничной любви к релизу – например, Murs и CHVRCHES. Можно с уверенностью сказать, что если бы “White Pony” не был записан, то его стоило бы придумать. А вот так отпраздновали 20-летие любимого альбома музыканты маткор-групп Employed To Serve, The Dillinger Escape Plan и The Number Twelve Looks Like You: