Рецензия: Leprous «Aphelion» (2021)

Вышедший в 2013 году “Coal” ознаменовал новую эпоху в жанре прогрессивного метала/рока. Он с первого прослушивания влюбил меня в Leprous. И, если верить оценкам и критикам, влюбил в группу всех любителей подобной музыки. Почему? Leprous смогли своим творчеством воздвигнуть торжественный монумент, захватывающий дух, транслирующий безутешную тоску и чувство плодотворного одиночества. Группа создала новую атмосферу/динамику с помощью проверенных временем средств.

Это очень интересный альбом. Если мы попытаемся проследить, как норвежцы дошли до подобного звучания, нам будет недостаточно исходных данных. Их релизы до 2013 – совсем другая история, без предпосылок к “Coal”.

А сейчас мы говорим о новой работе – свежем “Aphelion”. И его звучание – это результат долгой метаморфозы длиной в три промежуточных альбома.

На “The Congregation” появился упор на изломанные риффы и интересные электронные и ударные ритмы. Это был звёздный альбом для барабанщика Баарда Костальда.

На “Malina” был сделан упор на альтернативную хитовость звучания, и важнейшей частью становилась виолончель в исполнении Рафаэля Вайнрот-Брауна. Она встречалась нечасто, но именно её вы запомните. Этот релиз внутри себя закончил одну эру творчества Leprous и начал новую.

“Pitfalls” же был полностью сконцентрирован на вокале Эйнара Сольдберга, что позволило группе уйти в сторону арт-попа и арт-рока с использованием минимального инструментария звукоизвлечения для улучшения концентрации внимания и усиления саспенса.

Есть две вещи, которые со времён “Coal” не поменялись: первое – искренняя эмоциональность, артистичное напряжение в звучании инструментов и вокала; второе – каждую новую работу сложно воспринимать с наскока, потому что вы как слушатель уже полюбили предыдущее звучание Leprous.

“Aphelion” в этом смысле не исключение. Но вобрав в себя все особенности предыдущих релизов, этот альбом стал особенным. Вместо фокусировки внимания на отдельных частях, как это было на предыдущих релизах, он охватывает всё и сразу. Хитовые, отдающие мейнстрим-джазом, босса-нова и соулом, припевы – на месте. Цепляющие клавишные с гулким басом – здесь. Нашлось место и тяжелым гитарам, и джазовым ударным. Вокал уже не ищет путей самовыражения, как это было, скажем, на “Malina”. Напротив – на “Aphelion” Эйнар точно знает, что и как он хочет продемонстрировать.

С другой стороны, новая форма, которую приняли Leprous в последние три-четыре года, может стать препятствием для фанатов, полюбивших группу за первые альбомы. Поп-ориентированное звучание настораживает даже тех, кто привык оправдывать музыкантов за каждое принятое ими решение.

Даже меня оттолкнули некоторые моменты. Тому пример, простецкое вступление к “Out of Here” или заезженные обороты «together forever» в и так пустоватой лирике “Have You Ever?”. “All the Moments” до первого припева обладает совершенно непонятным, нелепым характером. Но зато после катарсиса в середине этот трек может стать самым запоминающимся впечатлением с пластинки. Этот самый «катарсис» (пик, накал, саспенс) и является отличительной особенностью “Aphelion”. Каждая композиция в какой-то момент вызывает мурашки и восхищение. Как только с вами произойдёт что-то подобное, та же “Have You Ever?” будет заслушена до дыр (тише, сейчас такой момент будет). Весь мой скепсис (вызванный совершенно разными по энергетике синглами) в отношении этого альбома растворился уже спустя пять минут, проведённых вместе с “Aphelion”.  То ли я не могу судить Leprous объективно, то ли они совершили очередное чудо.

Одним из важнейших моментов с релиза становится развязка в виде завершающего “Nighttime Disguise”, записанного при участии слушателей во время онлайн-трансляции. Он объединил в себе как новое, аккуратно-артистичное звучание, так и фанфарность, присущую группе на этапе “The Congregation” и “Coal”. Джаз и ярко выраженные гитары. Неочевидная структура и совершенно последовательная динамика. Тенор и сырой экстрим. Эйнар даже продемонстрировал пару строчек бархатным басом (этого хочется побольше на следующих релизах). Такое завершение очень важно, потому что оно даёт понять, что группа не перечеркнула прошлое. Именно так нужно относится к переменам. Leprous никогда не останавливают медленно текущую метаморфозу.

“Aphelion” не является лучшим в дискографии группы. Эта пластинка, в первую очередь, является показателем мастерства музыкантов, которое постоянно выходит за рамки предыдущих релизов. Единственное, чего у Leprous не получилось в этот раз – скрепить весь материал во что-то монолитное. Именно поэтому вам не может понравиться радикально всё, что услышите. “Castaway Angels” не должна была войти в альбом. “Nighttime Disguise” – сильнейший трек с альбома. Он завершает его, и как ни странно, несильно похож на всё предшествующее. Этот альбом скорее звучит, как компиляция синглов, выходивших в течении нескольких лет. Возможно, причиной этому стало то, что группа решила записывать композиции на нескольких студиях (на всех, с которыми они работали в течении 10 лет). Другой причиной может являться постоянный творческий поиск, в котором находятся норвежцы. Несмотря на это, “Aphelion” – это самый эмоциональный и красивый прог-рок альбом года. Он дарит уникальные эмоции и обеспечивает «вау-эффект», который посещает любителей жанра всё реже и реже в последнее время. Не пропустите.

ОЦЕНКА: 8/10

5 1 vote
Рейтинг статьи
Subscribe
Notify of
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments