Можно не обращать внимания на проходной EP “Thousands Of Evils” вышедший в 2013 году. Именно “проходной”, потому что материал на нём проигрывал дебютному полноформатнику по всем показателям и был скорее сборником демо-записей и этюдов-упражнений. В таком случае мы ждали полноценного релиза Vildhjarta почти 10 лет. И это абсолютно того стоило.
Феномен Vildhjarta заключается в том, что, появившись из ниоткуда в 2011 году, они показали иной подход к звукоизвлечению и композиторству в тяжёлой музыке. В “måsstaden” естественно слышалось влияние Meshuggah и актуальных для того времени трендов прог-металкора. Но как они использовали доступный инструментарий! Главная черта, которая до сих пор отличает группу от остальных жанровых исполнителей – непредсказуемость и неочевидность их музыкальных ходов. Концентрация “вау-моментов” в рамках отдельных треков у них зашкаливала. Казалось, что им физически приходится удерживать и усмирять безумный поток музыкальности с помощью ритм-секции и шаманского экстремального вокала. Они создали мемичный поджанр thall (естественно, такого жанра не существует, но одно это слово дает яркое представление о том роде музыкальной прогрессивности, которое предстоит услышать) и заморозили своё творчество.
По сути, Vildhjarta поставила тогда стеклянные стены инкубатора для десятков групп и исполнителей (включая сайд-проекты самих участников), которые пытались переварить полученный опыт и выдать слушателям что-то, что, если не переплюнет, то, как минимум, повторит успех и значимость “måsstaden”. В начале этого года был шикарный “Valde” от Humanity’s Last Breath, которому в самом деле удалось затмить успехи всех остальных “вдохновившихся”. И тут инкубатор плотно накрывают крышкой под названием “måsstaden under vatten” и выкачивают воздух.
Сиквел “Города Чаек” переосмысливает/развивает идеи и атмосферу первой части. В этом смысле центральный трек “måsstadens nationalsång (under vatten)” отлично демонстрирует концептуальные и музыкальные изменения. Шведы научились обманывать способность слушателя предугадывать развитие композиции. Таким образом, даже знакомые риффы из “måsstaden” здесь глушатся потоком вариаций и тревожным непостоянством. Обман ожиданий кроется даже в самом названии, где приписка (under vatten) для всех может означать лишь перезаписанную (переосмысленную) интерлюдию из дебютника. На самом деле, этот трек – рефлексия по поводу первой части, в которой все значимые и характеризующие моменты “måsstaden” будут уничтожены и утоплены в потоке необходимых изменений.
Удивительно, как группе удалось изменить почти все составляющие своего творчества и при этом не потерять идентификационных особенностей. Группа решилась на серьёзный шаг – альбом записан полностью на родном для них, шведском языке. И это совершенно оправданно, потому что именно так Vildhjarta звучит максимально уверенно и аутентично. Мешает ли это слушать альбом? Нет. Даже наоборот – “måsstaden under vatten” кажется наполненным народным колоритом, отчего слушать его в разы интереснее, чем дебютник (хоть и сложнее). При этом на нём нет народной мелодики и традиционных инструментов.
Атмосферу, наполняющую “måsstaden under vatten” можно назвать тревожной. Даже моменты, когда вам дают отдохнуть от общей напряженной, первобытной агрессии каждый раз неожиданно разлетаются на осколки, будто по щелчку пальцев. Но кое-что мешает постоянно концентрироваться на происходящем в альбоме – это его продолжительность. Альбом отлично связан, поэтому он воспринимается как единое полотно, протяженностью почти в полтора часа. За это время можно посмотреть средний полнометражный фильм. Мало кто готов за один раз прослушать сиквел “måsstaden” целиком. Но этому альбому такой подход просто необходим. Для того, чтобы полностью переварить альбом необходимо пережить отличное вступление “lavender haze”, дойти до цепляющих “brännmärkt” и “vagabond”, пройти через неоднозначную пару из “sunset sunrise” и “sunset sunrise sunset sunrise” и добраться до эпика “paaradiso” за одно прослушивание.
Vildhjarta на данном этапе является той группой, которая может позволить себе выпустить огромный, концептуальный и требовательный альбом и быть уверенными в его успехе. Всё в нём полностью оправдывает долгое затишье и объективно превосходит все ожидания. Но самое важное в этом релизе – само культурное явление. Оно выражается в следующих тезисах:
Мы имеем право называть Vildhjarta молодой группой, ведь у них всего два полноценных альбома. Но группе уже больше десяти лет.
Их второй альбом выходит в году, который уже подарил нам огромное количество чрезвычайно сильных релизов и его тут-же зачисляют в номинанты на альбом года. Но его физически сложно слушать и переваривать.
За всё это время появилось огромное количество прог-метал групп, которые пытались повторить их уникальное звучание и некоторые из них достигли определенных успехов. Но мы до сих пор не можем в полной мере охарактеризовать то звучание, которое очень ярко ассоциируется нами со словом THALL.
Кажется, дебютник сразу же придал группе культовый статус. Теперь его сиквел подтверждает это звание.
Оценка: 10/10
все так – крутой альбом от талантливых музыкантов!
THALL!
Отличная рецензия, особенно здорово подмечено про непредсказуемость. При этом материал не кажется беспорядочной склейкой разрозненных кусков. Еще можно было бы отметить оформление в виде иллюстраций к каждой песне. Получается что-то в духе графической новеллы, и внимательное ее изучение вдохновляет на прослушивание и задает нужный настрой. Альбом действительно титанический – столько трудов и задумок вложено. Порой какой-нибудь маленький но крутой рифак или эпический вокальный момент встречается лишь единожды за все 80 минут альбома, и таких моментов не мало. Тем более удивительно, что околоджентовое музло уже давно “выдохлось” и откровений от него как-то не ждешь, а тут такой альбомище.
Имхо, вполне возможно разделить альбом на две части, “серии”, чтобы не слушать за один раз, т.к. можно потерять концентрацию и упустить детали. Я слушал на пластинках. Одной ночью послушал первую, следующей – вторую. Для меня, походу, это альбом №1 за этот год, снимаю шляпу.