Thu. Sep 21st, 2023

Один из самых ожидаемых альбомов российской альтернативной музыки наверняка вызовет у всех самые разные чувства. Психея – очень своеобразный коллектив, с большим багажом достижений и, вне всякого сомнения, они оказали огромное влияние на многие коллективы в совершенно разных жанрах. Так что вне зависимости от того, кто и как относится к подобной музыке, данный релиз послушают почти все, кто хоть немного неравнодушен к сочетанию тяжёлых гитар с экспериментальной электроникой.

Конечно, хочется начать обзор с контекста. С момента выхода предыдущего альбома “ПесниТрущобНадеждыРазбитыхСердец часть 2 – Оттенки любви” прошло долгих семь лет и за это время в группе произошли изменение состава, а именно ритм-секции: на смену Слесарю и Славону пришли Алексей “Бамс” Васяев и Сергей Егоров, соответственно. За всё это время Психея выпустила пару синглов и кавер-версий, а эго-трип бессменного отца-основателя Дмитрия Порубова перешагнул все мыслимые и немыслимые пороги.

Не поймите это неправильно, Фео никогда не был милым парнем, который говорит то, что все хотят услышать. Просто за последнее десятилетие у него развилась такая острая форма ЧСВ, что он не отмечал отсутствие вкуса и мозгов только у себя самого и своего ближайшего окружения, попутно обвиняя все возможные группы в тотальной коммерциализации и плагиате.

Ну да ладно. В одном я с ним согласен: он имеет право говорить о ком угодно, что угодно, ведь мы, как слушатели, тоже не всегда даём адекватную обратную связь. Правильно же? Да, конечно. Но и мы тоже можем давать конструктивные комментарии его работам и бан в своих аккаунтах всех людей с неугодным ему мнением с последующим “поливом” последними словами – это вряд ли показатель того, что ты делаешь что-то правильно. Как говорится, “ваша музыка внезапно может кому-то не нравиться, ведь вам также не нравится чья-то”.

И вот наступил момент, когда после множества часов трансляций в Instagram было объявлено о выходе альбома, я после всех этих громких слов и по прошествии стольких лет ждал даже не просто альбома, а настоящего откровения. Релиза, после которого все должны будут признать, что Дмитрий Борисович был прав и все мы ничего не смыслим в том, как делать музыку, как она должна звучать и так далее. Получилось у него это, или нет – мнений на этот счёт очень много, но я выбираю второй вариант. Послушав альбом много раз и на разных источниках, попытаюсь суммировать всё, что мне приходило в голову.

Первое, что слышно сразу – это отвратительное для такого большого коллектива качество звука. Возможно, это замысел группы, ведь писался лонгплей на плёнку. Проблема в том, что даже при таком способе документирования музыки уже давно придумали нормальный вариант сведения и мастеринга. В экспериментальной музыке хорошее звучание вообще важно, потому что иначе ты просто не расслышишь нюансов, которые автор вкладывал. Психея как раз любит многослойность, да и со звуком со времён “Каждую секунду пространства” у них проблем не было и переслушивая старые альбомы ты мог открывать для себя какие-то новые моменты даже спустя десяток лет. Здесь же вся эта детализации просто тонет в потоке инструментов, то и дело перебивающих друг друга, что не даёт никакой возможности оценить игру Бамса и Егорова. Это вдвойне странно, если учитывать, что мастерингом занимался американец Тэд Йенсен, работавший со множеством артистов мировой величины и уже сотрудничавший с группой на нескольких прошлых релизах.

Второе – естественно, сам материал. Я не припомню такого лютого сонграйтинга у Фео и компании со времён их демо-альбома “ССОК”, записанного в Кургане ещё в 1998 году. Такое ощущение, что команда собрала все наработки и решила склеить их в треки. В некоторых песнях отсутствуют даже намёки на нормальные переходы между частями композиции. Во всех треках неоправданно завышенный хронометраж, при том, что зачастую там нет сколь-нибудь интересного развития. Электроника в большинстве моментов просто раздражает и вставлена, кажется, просто потому что у Психеи есть Аз, который за неё отвечает. Причём, иногда она просто возникает из ниоткуда и тебе просто приходиться гадать, зачем в этом моменте был тот или иной громкий звук. Выход на паре треков диджея Жени с отличными скретчами не спасает ситуацию, да и, в целом, его впервые с одноимённика 2004 года так мало.

Даже скрипка в “Небесах” и “Матрёшке” как будто записана откуда-то извне и высоко поднята в миксе, что, наверное, к лучшему, учитывая то, что звучит на её фоне. В треке “1 Х 1” мне послышался рифф, который бы подошёл для альбома Deftones “Koi No Yokan”, но вокальные партии поверх не дали его распробовать как следует, а в конце песни идёт небольшой кусок с экстрим-вокалом, достойным создания из него аудиомема. В “Рокнролъ это всерьёз” есть гость и постоянный коллаборатор Лёха Никонов из ПТВП, но звучит он на своей части так, будто не слышал материал, когда записывал свою часть, а потом его туда вклеили. Ощущение, что эти песни писались не несколько лет, а на ходу в студии без всякой подготовки. В целом, конечно, есть крупицы интересных музыкальных решений, но всё, что их окружает не вызывает желания в этом разбираться.

Про тексты и вокал Порубова многие спорили с самых первых успехов группы, но мне их лирика всегда нравилась и заставляла подумать, что он хотел донести или сказать в определённый момент времени. А тут… Начинается альбом с интерлюдии со следующими словами: “Жизнь затянула свою петлю / Убью не убью, Люблю не люблю / Ночь опустила свою вуаль / Тоска не тоска, печаль не печаль”, а уже упоминавшаяся “1 Х 1” стартует с вот такого: “Мои дружки уезжали в Европу / Потрошить толстосумов и их шлюх”. Большинство песен так просто звучат как сборник фраз: “Вырвись из себя / Психоделия / Вырази себя / Познай себя / Без истерии / Обуздай себя”. Похоже на какую-то плакатную лирику, прикрытую званием “высокого искусства для понимающих”. Кстати, это частая претензия самого автора к коллегам по музыкальному цеху. На этом, пожалуй, закончу об этом. Может кому-то близка подобная поэзия, но мне совсем нет.

Сам голос Дмитрия Борисовича звучит так, будто вырезан с его сольных акустических выступлений: временами через край эмоционально, временами напоминая о старых-добрых временах, но чаще просто неуверенно и блекло. Даже если не сравнивать его с прошлыми лонгплеями, то кажется, что это исполняет вокалист, для которого это первая запись, а не музыкант с 25-летним студийным и сценическим стажем.

Вывод: я считаю, что, как и любая группа с огромной историей за плечами, Психея заслуживает прослушивания и кредибилити. Так что ознакомьтесь с “Видениями”, если ещё нет, и расскажите своё мнение в комментариях.

Я же считаю, что любые знаки внимания нужно подкреплять не только резонансными и очень спорными заявлениями, но и делами в виде действительно сильных композиций, которые заставят разинуть рот и молодёжь, и олдов. А пока что есть первый лонгплей культовой для сцены и долгое время любимой для меня группы Психеи, который я больше не буду переслушивать.

ОЦЕНКА: 3/10

Слушать: Links

2 thoughts on “Рецензия: Психея «Видения» (2021)”
  1. Вот ведь никогда не любил Психею и лично Фео. Но вот с “Видений” проперся. Отмечу 3 трека – Имя, Небеса и Инстинкты. Рекомендую слушать в хороших наушниках с высокой детализацией. А мастеринг таки гавно – это точно.

Comments are closed.