Зачем Томми Роджерсу нужен сайд-проект? В смысле, разве есть хоть какие-то идеи, которые нельзя воплотить в жизнь внутри Between The Buried And Me? Я понимаю, что вопрос скорее риторический, потому что резон наличия стороннего музыкального (или не музыкального) проекта – это всегда вопрос самовыражения вне устоявшегося коллектива. И если BTBAM по большей части занимаются созданием новых безумных миров и историй, то сольное творчество Роджерса может похвастаться яркой рефлексией на реальность и цепляющей откровенностью и искренностью. Само собой, если в дело вступает эмоциональность, то становится сложно прикрепляться к определенным жанровым паттернам и правилам. Поэтому за 10 лет плаванья под собственным именем музыку Тома забрасывало в категоричные крайности.
Арт-рок, арт-поп, дарк-кабаре, электроника, нойз и фолк. Кажется, он способен на всё и не сидит на месте. Подобное творческое непостоянство мы не в первый раз наблюдаем среди членов известных прог-метал групп. Взять того же Стивена Уилсона – что он только не пробовал? (Если вы не добрались до прослушивания его прошлогоднего “The Future Bites” – вы пропустили настоящее событие). Но в случае с Джайлзом/Роджерсом есть отличительная черта. От него невозможно ждать чего-то определённого, т.к. даже в рамках его основной группы происходит полнейшее безумие. Если хотите быстро проникнуться творчеством Томаса Джайлза – без сомнений включайте эмоциональный и бессвязный дебютник “Pulse” или более продуманный, но всё ещё буйный “Don’t Touch The Outside” и всё встанет по местам.
Вернёмся к теме разговора. Вышедший под самый новый год EP “Feel Nothing” продолжает предыдущий “Feel Better” и, в некотором смысле, эмоционально отзеркаливает его. Оба релиза включают в себя по три трека с постепенным внутренним развитием из одной условной точки. От полного спокойствия к некоторому катарсису. В случае с “Feel Better” – это блаженная надежда. Постепенное развитие электронной динамики с вкраплением акустической гитары и расслабляющим трип-хоп битом приводят в конечном итоге к воздушному светлому завершению.
“Feel Nothing” в конце оставляет только бунтующее безразличие. Это очень интересно, потому что открывающий трек “The Howl” слышится как логическое продолжение завершающего “Better” с предыдущего EP. Из прибывшего оттуда же спокойствия растёт сначала отрицание нарощенной мотивации и в дальнейшем полное её уничтожение. И если на первом треке можно услышать знакомые мотивы, то дальнейшее развитие (“Give Up”) уже сильно контрастирует со всем, что мы слышали на “Feel Better”. На фоне возникает высокий харш и картину дополняет выступающая вперёд ритм-гитара. После небольшой авант-джазовой встряски это дополнение выливается в грязное и техничное дэт-метал безумие (“Echo Chamber”). Здесь Томас ставит точку.
It will not feel better
I promise, it’s us against the world
We’ll all turn to dust
Discouraging mental stain
Settled in misanthropy
До этой пары все предыдущие релизы имели солидный хронометраж, в котором терялся общий смысл. Они чувствовались больше как сборники песен и экспериментов Джайлза, что естественно не является минусом. Выбрав в этот раз более удобную малую форму, Томасу удалось вложить в неё высказывание на тему постоянной борьбы смирения и желания продолжать бороться. Не обозначая отправной точки подобного внутречерепного спора, он создаёт достаточный абстрактный простор для рефлексии слушателя. Сравните как безэмоционально звучит желание двигаться на “Feel Better”, и как безутешно звучит желание бросить всё на произвол судьбы на “Feel Nothing”. Это нам предстоит выбирать что здесь смирение, а что настоящая борьба.
Хотелось бы получить такую глубину от Томаса на полноформатном альбоме. Но это невозможно сделать так стильно и лаконично, когда необходимо растягивать работу приблизительно на час. Я действительно когда-то задавался вопросом о том, действительно ли Роджерсу необходим сольный проект. В очередной раз переслушивая пару из “Feel Better” и “Feel Nothing” я готов дать однозначный ответ. Ему есть что продемонстрировать и рассказать в отрыве от BTBAM. На данный момент в одиночном плавании он может удивлять даже больше, чем в составе основной группы.
ОЦЕНКА: 8/10